Новость

Чт 03.11.2005

Газета "Заря Урала"

4 ноября – день народного единства

автор: palych

просмотров: 1119

Для печати

Славной истории строки

4 ноября – день народного единства

Славной истории строки

История Государства Российского знает немало праздников. На протяжении веков связаны они были с языческими богами и земледельческим календарем. На смену пришли христианские праздники. После октябрьской революции 1917 года в советском государстве учреждают в основном праздники в честь исторических событий, ставших эпохальными не только для нас, но и для всего человечества: 7 ноября - День Великой Октябрьской социалистической революции, 12 апреля - полет первого человека в космос, 9 мая - День Великой Победы над фашизмом. Когда СССР перестал существовать, праздники остались, но 7 ноября назвали Днем согласия и примирения. И вот наши законодатели называют дату праздника, существовавшего до 1917 года - 4 ноября. Чем же знаменателен этот день в русской истории?
Как и у людей, у каждой страны, на мой взгляд, складывается какой-то свой образ, имидж если хотите. Например: Франция - это вечный праздник, мода, мушкетеры; Америка – вечное приключение, путешествие, погони; Италия – вечная любовь, музыка, театр. А вот Россия… Россия никогда не жила легко и просто. Россия это «…Вечный бой. Покой нам только снится». В шести словах Александр Блок дал полную характеристику ипостаси нашего Отечества. Ибо редкое десятилетие не сотрясали Россию войны, бунты, нашествия.
Смутой или Смутным временем назвал русский народ (а затем летописцы и историки) конец XVI – начало XVII веков, когда Московское государство испытало огромное социальное потрясение. Началом тому в 1598 г. послужила смерть царя Феодора Иоанновича – последнего сына царя Иоанна IV Грозного. Прекратилась династия великих русских князей, ведущая родословную от Всеволода Большое Гнездо и его потомка Ивана Калиты (хотя все московские князья и цари именовали себя Рюриковичами). Если составить краткую хронологию Смуты, то выглядеть она будет так:
1598 – смерть царя Феодора Иоанновича и воцарение Бориса Годунова.
1605 – смерть царя Бориса и воцарение Лжедмитрия I.
1606-1610 – царь Василий Шуйский, Лжедмитрий II «Тушинский вор».
1610 – избрание боярской думой на московский престол польского королевича Владислава.
1611 – первое ополчение под руководством Прокопия Ляпунова.
1611-1612 – второе ополчение под руководством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
1612 (22 октября) взятие Китай-города - начало освобождения Москвы от поляков и шведов.
1613 (23 февраля) избрание на царствование Михаила Федоровича Романова.
Сколько крови, слез, страданий, голода и отчаяния, выпавшего на долю простого народа, за этими скупыми строками.
В конце 1611 года молодое централизованное государство в результате предательской политики бояр подверглось массированной польской и шведской интервенции, было поставлено на грань национальной катастрофы и представляло собой зрелище полного видимого разрушения. Поляки взяли Смоленск, польский отряд сжег Москву и укрепился за уцелевшими стенами Кремля и Китай-города, шведы заняли Новгород и выставили одного из своих королевичей кандидатом на московский престол, на смену убитому Лжедмитрию в Пскове уселся какой-то Сидорка, первое дворянское ополчение с убийством Прокопия Ляпунова распалось. Страна оставалась без правительства. Боярская дума упразднилась сама собой, когда поляки заняли Кремль, где сели и некоторые из бояр со своим председателем князем Мстиславским. Государство, потеряв свой центр, стало распадаться на составные части; чуть не каждый город действовал особняком. «Государство превратилось в какую-то бесформенную, мятущуюся федерацию», - писал историк 19 века Василий Осипович Ключевский.
Но смертельная опасность всегда порождает в народе дух единения, заставляет забыть личные беды и подняться на защиту Отчизны. С конца 1611 года, когда изнемогли политические силы, начинают пробуждаться силы религиозные и национальные. Архимандрит Троице-Сергиевого монастыря Дионисий и келарь Авраамий Палицын уговорили 200 стрельцов и 50 монастырских слуг идти на избавление Москвы. Этот небольшой отряд ничего не значил в сравнении с силами поляков, но он стал началом второго ополчения.
Призывные грамоты архимандрита Дионисия и Авраамия Палицына, расходившиеся из монастыря, подняли нижегородцев под руководством их старосты, торговца мясом и рыбой, Козьмы Минича Захарьева-Сухорука (Минина). На призыв нижегородцев стали стекаться оставшиеся без дела и жалованья, а часто и без поместий, служилые люди, городовые люди и дети боярские, которым Минин нашел вождя – князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Так составилось второе ополчение против иноземных интервентов. По боевым качествам оно не стояло выше первого ополчения, хотя было хорошо снаряжено, благодаря обильной денежной казне, собранной «посадскими людьми нижегородскими и других городов, к ним присоединившихся». Не остались в стороне и наши земляки – знаменитые купцы и промышленники Строгановы. Они внесли свою лепту в освобождение страны, поддержав ополченцев деньгами, продовольствием, оружием и людьми.
На площади новгородской, где читались грамоты Троице-Сергиевой лавры, прозвучали знаменитые слова Козьмы Минина: «Вера и Отечество наше погибают, но мы можем спасти их. Не пощадим жизни и имущества для избавления Москвы, продадим свои дома, заложим жен и детей своих и выкупим из беды Отечество! Бог благословит наши дела». Горожане и ополченцы ответили: «Умрем за Русь святую!».
Второе ополчение собиралось четыре месяца, полгода продвигалось с боями к Москве и по дороге пополнялось толпами служилых людей. Под Москвой эта рать объединилась с остатками первого ополчения и казачьими отрядами, ибо порознь осады Москвы было не сдержать и города не взять. 22 октября (по старому стилю) 1612 года (4 ноября по новому стилю) ополченцы Минина и Пожарского вкупе с казаками взяли приступом Китай-город. Надо было штурмовать Кремль, но доведенные голодом до людоедства поляки сдались.
Преодоление Смуты высветило лучшие черты русского народа – стойкость, мужество, беззаветную преданность родной земле, готовность ради нее пожертвовать жизнью. Именно со смутного времени всей земле русской известно имя костромского крестьянина Ивана Сусанина – человека, отдавшего жизнь свою «за царя и Отечество». Сейчас много словоблудят по этому поводу любители жареных сенсаций: а был ли он, Сусанин? А вот найдены в калужских лесах останки 17 века, так эксперты-криминалисты не подтверждают - и т. п. Бросьте ерничать! Неважно, чьи это останки и, может быть, звали человека, совершившего этот подвиг, совсем по- иному! Важно то, что, как показывает время, сказки, мифы и легенды имеют в своей основе исторический факт. Был такой человек, и не один, и в каждом последующем столетии тоже! Честь им, и слава, и вечная благодарность потомков!
Мощная патриотическая волна, зародившаяся в Нижнем Новгороде, поставила во главе народного движения двух немолодых людей – простого горожанина Козьму Минина и князя Дмитрия Пожарского. Во многом благодаря их мужеству, верности Родине, организаторским способностям и полководческому таланту было создано второе ополчение, освободившее Москву от захватчиков. Величайшая заслуга этих героев России начала XVII века состоит в том, что в переломный момент развернувшейся исторической драмы они сумели стать у руля созидательных сил, отстоявших государство от польско-шведского нашествия и внутренних распрей. Тогда (как и двумя веками позже, в 1812 году, а затем в 1941–1945 годах) решалась судьба нашей Родины, завершалась, в сущности, первая отечественная война, в ходе которой народ сумел защитить национальную независимость и право распоряжаться своей судьбой. Объединив часть народа, Минин и Пожарский спасли государство. Поэтому день 4 ноября 1612 года - такой же великий день, как 8 сентября 1380 года (Куликовская битва), 26 августа 1812 года (Бородинская битва), 9 мая 1945 года.
Но есть еще один, может быть, самый главный аспект у этого праздника. Наша страна многонациональна, а следовательно, имеет разные религиозные конфессии. Суть каждой религии – творить добро. В наше неспокойное время, перед лицом международного терроризма, духовные руководители всех религиозных конфессий призывают к единству во имя мирного сосуществования, во имя блага человека.

Ирина КОШЕВАЯ,
историк.



← Назад  ↑ Вверх  ↓ Вниз  § На главную 



Добавить свой комментарий
   
Поля помеченные знаком * обязательны для заполнения.
Комментарии к новостям на данной странице отражают исключительно мнения их авторов или пользователей, их опубликовавших. Администрация сайта оставляет за собой право удалять или корректировать комментарии по своему усмотрению.
 
 Популярные новости
 Последние комментарии

Рейтинг@Mail.ru

При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на Краснотурьинск.ру обязательна.
© 2002-2017  Краснотурьинск.ру