Из истории
Fri, 03 Nov 2006 12:14:11 +0500 4 ноября - День народного единства
С 2005 года Россия отмечает новый праздник - День народного единства. Хотя не такой он уж и новый, а просто хорошо забытый старый.
4 ноября в России издавна отмечался осенний праздник Казанской иконы Божией Матери в честь дня освобождения Москвы от поляков. В этот день в 1612 году воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов, продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. Никогда над Российским государством не нависала такая угроза, которая нависла в тот период так называемого Смутного времени. Встала угроза потери нашей страной своей независимости и расчленения России. 1612 год стал поворотным также для православия: решалось, где будет центр славянства – в Варшаве, Киеве или Москве. Варшава и Киев были в несколько десятков раз больше Москвы, которая тогда была маленьким городом.
Русские люди объединились против захватчиков, создали народное ополчение, которое фактически спасло страну от распада. Освобождение Москвы стало моментом окончания Смутного времени, и произошло это благодаря усилиям всего народа, всех его слоев, всех национальностей России. В ополчении Минина и Пожарского шли и русские, и татары, и удмурты, и чуваши, и марийцы, другие народы Поволжья, Приуралья. Шли все слои населения - и бояре, и дворяне, и дьяческая среда, казаки.
В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери - 22 октября по старому стилю (4 ноября по новому стилю) - был объявлен государственным праздником и нерабочим – выходным – днем. Вся страна прославляла один из самых любимых на Руси Казанский образ Богородицы, которая явила свое чудесное заступничество за Русь во время Смутного времени.
На Руси праздник Казанской Богоматери считался важной датой в крестьянском календаре. Это был своего рода пороговый день, вслед за которым почти сразу наступала настоящая зима. С этим днем связано много народных поговорок: «Коли на Казанскую небо заплачет, то следом и зима придет», «С Казанской тепло морозу не указ». Кроме того, в этот день в России любили играть свадьбы, так как считалось, что тот, кто женится на Казанскую, будет счастлив в браке.
Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов прервалась.
Таким образом, можно сказать, что День народного единства совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции. Но, по данным Аналитического центра Юрия Левады (Левада-Центр), который провел опрос 1600 россиян, правильно указать название праздника сумел только каждый пятый (в прошлом году – каждый двенадцатый). Четверть участников исследования (27%) именовали предстоящий праздник Днем согласия и примирения, 5% полагали, что в этот день отмечается годовщина Октябрьской революции, а 3% - освобождение России от польско-литовских интервентов. При этом 43% респондентов вообще не смогли дать никаких вариантов.
В 2005 году День народного единства отмечался в современной России в первый раз. По данным, опубликованным в «Независимой газете», 49% россиян, отвечая на вопрос: «Вам понравилось или не понравилось, как в стране отмечался День народного единства?» - сказали, что не знают, как он отмечался. Еще 18% затруднились ответить на этот вопрос. Голоса остальных распределились практически поровну: праздничные мероприятия, посвященные новому празднику, понравились 17% опрошенных, не понравились - 16%. Ответы на вопрос о смысле этого праздника можно рассматривать как коллективную попытку сформировать его идеологию. Для многих респондентов чаще всего ключевым оказывалось само слово «единство». Люди говорили о дружбе народов, представителей разных конфессий и даже о единстве бедных и богатых. Нередко звучала и мысль о том, что предназначение нового праздника - в возвращении к истокам, в обращении к исторической памяти.
Андрей Сахаров, член-корреспондент Российской Академии наук, так прокомментировал возвращение старой даты: «Кузьма Минин отдал все свои сбережения Родине. Отдал их на организацию ополчения. В те сентябрьские дни 1611 года, когда создавалось ополчение, люди отдавали последнее, чтобы созвать ополчение, снарядить его, вооружить его, спасти страну, освободить Кремль, освободить Россию, освободить Родину. Я думаю, что вот в эти дни мы как раз должны помнить об этих замечательных людях, об их жертвенности».
Представители православной церкви, духовные и религиозные лидеры России, ставшие инициаторами этого праздника, предлагают считать его праздником добра, днем заботы о людях, днем добрых дел. «Пусть каждый подумает: не поселились ли холод и равнодушие в сердце, не помешало ли это откликнуться на чужую боль? ... На нас лежит общая историческая ответственность: сберечь бесценное наследие, завещанное нам предками, сохранить наше Отечество, преумножить его духовный и экономический потенциал. И сделать это можно, начиная с малого – проявляя каждодневную заботу о ближнем. Любое, даже самое малое доброе дело, в этот день пусть станет для каждого первым шагом на пути заботы о людях» (из обращения духовных лидеров Российской Федерации).
Газета "Заря Урала"
Елена Токмакова ()
Постоянный адрес публикации: http://krasnoturinsk.ru/news/2006/11/3395_print.shtml

При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на krasnoturinsk.ru обязательна.
© 2002-2010  www.krasnoturinsk.ru