Дворец металлургов БАЗа компании РУСАЛ радует нас прекрасными постановками. Спектакль «Собачье сердце» Михаила Булгакова Московского театра «Старый Арбат» в постановке Валерия Золотухина завоевал признание зрителей.
Открыли его танец девушки в белом с белоснежными полотнами и голос народного артиста России Валерия Золотухина, записанный на фонограмму. Поистине народный - и артист, и режиссёр!
На сцене – декорации квартиры знаменитого на весь мир профессора Преображенского. Здесь он живёт и работает. Смотровой кабинет, операционная, столовая. В ней он обедает вместе со своим помощником Иваном Арнольдовичем, беседуя о том, о сём…
О том, что есть надо умело. Знать, когда, где, что есть, с кем и что при этом говорить. Те, кто за обедом читают прессу, теряют в весе, у них возникает угнетённое состояние. А разруха и беспорядок начинаются с лени и разрухи в головах. Если каждый займётся делом, то разруха исчезнет. Если вместо работы петь хором или устраивать собрания, то всё пойдёт прахом. Говорили о не слишком умных, мягко говоря, людях, дорвавшихся до власти.
Вот, например, председатель домкома Швондер и его компания.
О том, что профессор не любит пролетариат и не хочет давать червонец в пользу бедных детей Германии. «Мы на 300 лет отстали от европейцев в своём развитии, поэтому ходим в грязных калошах по мраморным лестницам».
Булгаков написал эту повесть в 1925 году, но она актуальна и сейчас.
Профессор, которого мы всегда видим предельно аккуратно одетым (черный костюм с жилетом, белоснежная рубашка) известен на весь мир операциями по омоложению: не внешнего вида, а всего организма человека. Он рискнул сделать прорыв в медицине. Добрейшего пса Шарика, от лица которого началось повествование на сцене, он соединил с только что погибшим от ножевой раны уголовником. Операция проходит, как сцена в теневом театре – за белой простынёй.
К сожалению, опыт Преображенского совсем не удался. Не человек получился, а полное безобразие, хуже собаки. Наглый, грязный, тупой и похотливый. Пришлось спасаться – делать операцию обратно. Да, природу не обманешь. Искусственные люди и искусственные дети – это путь в никуда.
Спектакль произвёл фурор. Весь зал аплодировал стоя. До новых встреч с высоким искусством сцены!
Ирина Журавлёва
Фото Александра Казакова