Новость

Чт 26.05.2005

Газета "Заря Урала"

Личности

автор: palych

просмотров: 1757

Для печати

ЧЕЛОВЕК МНОГОЕ МОЖЕТ…

Личности

ЧЕЛОВЕК МНОГОЕ МОЖЕТ...

Разве мог 20-летний молодой человек предположить, какая блестящая судьба ему уготована? Ведь он наравне с другими сверстниками шагнул в зал спортивной акробатики первого в истории города Дома пионеров и обладал не Бог весть какой подготовкой. Но, видимо, Федору ИОГАНУ было дано больше, хотя способности сами по себе ничего не значат. Он же, благодаря неизмеримому трудолюбию и вечному поиску, добился общенародного национального признания.
И когда восемь лет спустя основатель и руководитель кружка Артур Фердинандович Айрих уходил, то он без раздумий передал бразды правления самому талантливому ученику. Но и тогда Федор Федорович Иоган не ведал о будущем, и только сегодня, по прошествии полувека, он говорит (и то призадумавшись): «Человек многое может...»
Как же удалось обыкновенному парню, выходцу не из артистической или спортивной семьи, самому овладеть секретами циркового мастерства, да еще и научить этому многие сотни последователей? Разве не загадка? Или - фортуна, фатум?..
Для понимания феномена следует вспомнить, с чего для него все начиналось. 1947 год, первый в Краснотурьинске разрядник по спортивной гимнастике, акробатике и прыжкам с шестом Артур Айрих открывает секцию акробатики. Федор Иоган, как все, впитывал в себя азы владения своим телом. А вот изготовлением реквизита занимался он один. Первые снаряды, которые здесь стали осваивать, он смастерил собственноручно. Это были перши и бамбук - металлическая труба с базой под ноги и руки и с петлей.
Росло мастерство первых учеников, расширялась программа, которая выходила за рамки чисто акробатической. В арсенале айриховцев имелось шесть номеров, достойных демонстрации и на областном уровне. Это: акробаты-эксцентрики Федор Иоган и Карл Бехтольд, эквилибрист на свободной проволоке Виктор Мартынычев, он же - иллюзионист, силовая пара Федор Айнулов и Иван Сидоркин, смешанная пара Артур Айрих и Елена Попова. Так акробатический кружок превратился в ансамбль.
В 1952 году он перебазировался из старого Дома пионеров (рядом с трестом «Базстрой») в новенький Дворец культуры металлургов. А через три года коллектив возглавил Федор Иоган.
Постепенно он становился мастером на все руки. И дело не только в дополнительной нагрузке по созданию необходимого реквизита. Федору приходилось «тащить» на себе несколько номеров - работал на свободной проволоке и с першами, в акробатической паре и в силовом этюде. Случалось так в одной программе, за вечер. В общем «латал дыры», выручал нерадивых учеников и партнеров.
Здоровье позволяло, и о последствиях он не задумывался. Некоторое отрезвление наступило во время визита аттестационной комиссии из областного отдела культуры. Увидев его загруженность, директор Свердловской филармонии Моркович отозвал Федора Федоровича в сторонку и отчитал:
– Вы, батенька, хороший руководитель, но большой глупец. Разве можно одному тянуть столько номеров? Ну сегодня справился, молодец. А после выступления что делать будешь? Ты же уснешь не раньше, чем в 3-4 часа ночи, а утром на работу. Загнать себя хочешь? Запомни, в том-то и талант руководителя, чтобы суметь замену себе найти.
Кстати, тогда же комиссия сделала вывод, что им был представлен вовсе не акробатический ансамбль, а настоящий цирковой коллектив. Так его и аттестовали. Цирк! Вот оно, магическое явление, созданное в доморощенных условиях, без специальной квалификации, без пособий и курсов. Это ли не плод самозабвенного труда? Оценка высоких экзаменаторов сыграла роль стимула. Ребята стали тренироваться еще одержимее.
– Наверное, это было упоение, - вспоминает Федор Федорович, - работа в удовольствие, когда путем многочасовых занятий ты добивался нужного результата. Я сам за тренировку по три раза выжимал майку от пота. Конечно, и с подопечных требовал, не давал поблажки. Но подходил к этому разумно.
Каждую тренировку начинал с 45-минутной разминки, чтобы у ребят были абсолютно разогреты и послушны все мышцы. Его не понимали специалисты, критиковали коллеги, роптал кое-кто из учеников, но он настаивал на своем. И максимально сложная работа обходилась без травм. А главное - исполнители не стояли на месте, неуклонно повышали свое профессиональное мастерство.
Он не любил форсировать подготовку, заставлял шлифовать каждую связку, элемент, а нетерпеливым любил напоминать:
– Ребенку целый год нужен, чтобы научиться вставать на ноги и лопотать, и только в два года он начинает говорить и ходить. Так же и вы должны готовить номер не меньше года, а затем еще год шлифовать для классного показа.
Сколько же надо было посвятить каждому исполнителю минут, часов, дней для достижения нужного эффекта? Интересуюсь у загорелого поседевшего мэтра о количестве учеников, прошедших через его руки за 30-летнюю деятельность.
– Одновременно на тренировке занималось по 50-60 человек. За все годы число воспитанников составило более тысячи, позднее практически все они стали настоящими людьми, известными и неординарными личностями. Почти две сотни из них добились высшего мастерства и выступали на профессиональных аренах Советского Союза и многих стран Европы и мира.
Столичные корифеи цирка с трудом верили, что в глубинке мог зародиться такой коллектив самородков. Более того, он крепнул, развивался и привносил свой колорит в любимое народом искусство. На Урал зачастили профессиональные московские артисты и режиссеры - Александр Шкуренко, Бобок, Кригляд, Парсолович, не единожды наведывался известный мастер сцены из Свердловска - Энгель.
Все были единодушны во мнении, что номер эквилибристов на шестах Эдуарда Шмидта и Леонида Стрельбы уникален для отечественного цирка, да и в мире, пожалуй, подобных исполнителей нет.
Маститые коллеги были уверены, что для управления столь большим и высокопрофессиональным коллективом нужно 5-6 педагогов, да еще и специалист по технике безопасности. А он тащил этот воз один и не останавливался на достигнутом. Расширял жанровые возможности - с шести номеров до десятка, затем увеличил их вдвое, а в период наивысшего расцвета (70-80-е годы) коллектив выдавал программу из 25 жанров!
Попутно Федор Федорович модернизировал и совершенствовал реквизит. Сконструировал батут, соответствующий стандартам. Изготовил не менее двух десятков моноциклов. Изобретал и создавал рамки для воздушных гимнастов, трапеции, канаты, подкидные доски, трамплины, различные приспособления для эквилибристов.
– Многие откровения приходили ко мне во сне, - неожиданно изумляет меня собеседник. - Я их видел часто и такие бурные, насыщенные, что черпал от них больше, чем днем. Вскакивал среди ночи, кричал жене, чтобы быстрей записывала.
И верная Ираида Всеволодовна заносила на бумагу очередной силовой или акробатический номер либо схему нового реквизита.
Весь Северный Урал был для его коллектива большой сценой. Они дарили свое искусство в клубах, пионерлагерях, на стадионах в Североуральске, Калье, Черемухове, Кытлыме, Карпинске, Волчанске, Андриановичах, Серове, Нижнем Тагиле. Даже летали на вертолете в удаленный Лангур. Свердловчане рукоплескали им в филармонии, оперном театре, клубах им. Андреева и им. Лаврова, во Дворце спорта, во Дворце молодежи. На арене Свердловского государственного цирка краснотурьинцы выступали на протяжении 11 лет.
Ну и, конечно, знала их Москва, где они бывали частыми гостями.
В Кремлевском Дворце съездов, Доме Советской Армии, на ВДНХ, в парке ЦСКА, во Дворцах «Локомотив» и «Серп и Молот». На главной сцене страны - в Большом театре - они выступали сразу после балета «Спартак» и сорвали настоящую бурю оваций, не меньшую, чем звезды балета. Я не удержался от сакраментального вопроса о смысле и правде жизни.
– Прежде чем учить кого-то, научись сам, - убежден Федор Федорович. - Когда же ты умеешь, то и другого убедишь: ты сможешь! Вот этого мне и хотелось всю жизнь. А еще я получал удовольствие от постижения мастерства, затем - уже от умения учеников.
Это твое владение, это сродни царскому - ты сидишь в зале и наслаждаешься действиями своих ребят. И в редкие мгновения, когда я оглядывался вокруг и видел ряды людей с горящими глазами, улыбками, на меня накатывало что-то наподобие волны счастья.
И еще я знаю: человек не должен делать всего, что может, и того, о чем мечтает. Надо оставлять чуть-чуть в запасе - иначе будет пустота. А жизнь продолжать надо!

Александр НИКИШОВ.


← Назад  ↑ Вверх  ↓ Вниз  § На главную 

Добавить свой комментарий
   
Поля помеченные знаком * обязательны для заполнения.
Комментарии к новостям на данной странице отражают исключительно мнения их авторов или пользователей, их опубликовавших. Администрация сайта оставляет за собой право удалять или корректировать комментарии по своему усмотрению.
 
 Популярные новости
 Последние комментарии
При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на Краснотурьинск.ру обязательна.
© 2002-2024  Краснотурьинск.ру