Новость

Пт 02.11.2007

Газета "Заря Урала"

К 55-летию дворца культуры металлургов

автор: "Заря Урала"

просмотров: 3141

комментариев: 3 ↓

Для печати

У истоков добрых традиций

Молодая, красивая, прекрасный организатор, творческая личность, заинтересованная в успехах не только Дворца, но и в целом коллектива завода. В то время, в 50-70-е годы, Дворец по праву называли цехом культуры. Это она, Елена Яковлевна, сумела организовать работу так, что все работники ДК шли в цеха предприятия и были их шефами. Помогали организовывать воспитательную работу, проводимую в красных уголках, привлекали смены, участки к проведению мероприятий во Дворце, организовывали цеховую самодеятельность.
Елена Яковлевна, являясь шефом электролизного цеха, постоянно общалась с руководителями цеха, корпусов, участков. Она старалась в формы проведения собраний, совещаний, оперативок внедрить элементы культурно-просветительной работы, чтобы после этих мероприятий у руководителей появлялось желание думать, делать свою работу лучше, а в воспитательной деятельности - добиваться лучших результатов – изживать алкоголизм, работать с прогульщиками и нарушителями общественного порядка, не допускать грубости, хамства, нецензурщины в общении рабочих между собой, между руководителями и подчиненными.
Этой цели служили «Дни мастера». Темы их были различные, как пример одной из них – «Мастер не только руководитель, но и воспитатель». Также проходили встречи за «круглым столом» по профессиям, по профсоюзным и общественным делам и т.д.
Это она, Елена Яковлевна, привела коллективы художественной самодеятельности: цирковой (Ф. Иоганн, А. Никитин), симфонический оркестр (О. Гофман), театральный (Л. Вайсман), хор электролизников - к званию «Народный коллектив».
Она стояла у истоков создания хора электролизников, постоянно опекала его, убеждала руководство цеха в необходимости постоянной работы хора как величайшего и эффективнейшего средства воспитательной работы. Несмотря на финансовые трудности во все времена, добивалась пошива сценических костюмов для ста поющих электролизников, для агитбригады глиноземного цеха «Шуровка». Не было денег на зарплату сотрудникам - организовывала гастроли коллективов самодеятельности, в том числе циркового, в г. Свердловске и других городах. Этой цели служило и создание танцплощадок.
Многих из того поколения работников Дворца уже нет в живых. Но свежа память о заведующей массовым сектором Эмме Георгиевне Герасимовой, электрике Владимире Захаровиче Муханове.
Многие участники художественной самодеятельности, являясь воспитанниками Елены Яковлевны, стали руководителями цеховых творческих коллективов. Это Александр Бельский, руководитель агитбригады глиноземного цеха «Шуровка», бессменный Дед Мороз на новогодних представлениях. Владислав Чулочников, Семен Шмелев, Евгений Базарный, Евгений Шефнер, сестры Шмидт, Клавдия Шевченко и многие другие.
Дворец постоянно работал в содружестве с профсоюзом, комсомолом, культкомиссией завкома, ЦК профсоюза, обкомом профсоюза работников металлургической промышленности. Изучали и обобщали опыт работы нашего Дворца, издавали брошюры, публиковали статьи о его деятельности в различных средствах массовой информации. Самодеятельные артисты приглашались и выступали на сценах Москвы, в парках культуры, на ВДНХ, на различных съездах, пленумах и форумах.
Известность Дворца культуры БАЗа и его директора Елены Яковлевны Глущенко, можно сказать, была всесоюзной. Особенно большой была роль коллектива в преддверии присвоения заводу звания «Предприятие коммунистического труда». Соревнование за это звание шло по направлениям: труд, быт, учеба, общественная деятельность. Так, работа Дворца, с многообразием форм культурно-просветительных дел, просматривалась во всех разделах.
Модным было в то время, поддерживая почин Валентины Гагановой, переходить из передовых бригад в отстающие. Свердловский обком профсоюза металлургов перевел Елену Яковлевну в г. Свердловск наладить работу крупнейшего в городе Дворца металлургов. Недолго она и проработала в областном центре, но осталась там навсегда.
Благодарные алюминщики БАЗа установили на могиле Елены Яковлевны памятник. Сердечная благодарность им от нас, ветеранов завода, знавших, работавших и помнящих эту замечательную женщину-труженицу.
Думаю, в день юбилея благодарные потомки, преемники Елены Яковлевны, коллективы Дворца культуры, цехов предприятия в знак памяти и уважения возложат цветы на могилы тех, кто создал славу Дворцу, заводу, городу, создал добрые традиции по организации массовых, праздничных мероприятий, направленных на развитие отдыха трудящихся, поиск талантов, применяя различные формы культурно-просветительной работы.
Добрых традиций у Дворца много, их надо продолжать. С праздником вас, культработники! С праздником вас, заводчане!
Изабелла ХОХРИНА,
секретарь комитета ВЛКСМ БАЗа 1964-1965 гг.,
председатель
культкомиссии завкома профсоюза БАЗа 1966-1974 гг.






Ностальгия по «шуровке», которая парилась в бане…

Ностальгия. Слово теплое, но грустное. Мысленно иду по родному Дворцу, поднимаюсь на второй этаж, прохожу через хоровой класс и взглядом упираюсь в дверь с надписью «Народный коллектив – агитбригада «Шуровка». Слышу хохот. Ни в одном другом коллективе Дворца я не слышала такого дружного гомерического смеха. Репетируют новую программу. Стучать бесполезно, не услышат. Тихонько открываю дверь… «А, Зайчик, проходи», - так приглашал войти Александр Петрович Бельский, руководитель коллектива.
Все на месте: Сеня Шмелев, Женя Базарный, Женя Шефнер, Толя Кулиш, Валера Богданов, Ира Смирнова, супруги Лида и Володя Вейнмайстеры, их обаятельные дочки Наташа и Лена. Я не вхожу…
Все было... Чувство ностальгии с годами становится все более щемящим. Коллектив являлся уникальным по своему творческому потенциалу, по особому отношению друг к другу. Все были яркими, взрывными, талантливыми, неравнодушными. Единственный коллектив во Дворце, где дружили семьями, вернее, это была одна большая семья. В радости и в горе.
Любимым местом сбора «Шуровки», начиная с весны по осень, был дом дяди Феди и тети Амалии – родителей Володи и Лиды Вейнмайстеров. Парили в родительской бане тело и душу, «отпаривали» сценарии и программы, оттачивали голоса и юморили. С какой бы программой «Шуровка» ни выходила на сцену, зрители заранее знали: выступают профессионалы, будет смешно и интересно.
Со временем я поняла: их номера отличал хороший юмор, а не сарказм. Сарказм у нас не любит ни толпа, ни личность. Только юмор, добродушный смех, заставлял зал взрываться громом аплодисментов и восторженным «Бис!». В коллективе пели все – много и красиво, смеялись от души.
Тихо закрываю дверь и снова слышу смех. Он с разными оттенками: «иерихонской трубы» - Петровича, «торжествующий» - Толи Кулиша, «всегданаготове» - Семена Шмелева, «несколькостесняющийся» - Валеры Богданова, «импозантный» - Жени Шефнера, «благосклонно-снисходительный» - Жени Базарного, «выплескивающий добро» - Володи Вейнмайстера, «искрящийся, как ручеек на солнце, чистый и светлый» - смех девочек – Лиды, Иры, Наташи, Лены.
Вспоминаю первого руководителя агитбригады и талантливого сценариста Владислава Чулочникова, яркую Клаву Шевченко, к сожалению, тоже рано ушедших из жизни, как и С. Шмелева, Е. Базарного, Е. Шефнера. Истинная сила любви – в памяти. Эту память ребята хранят и о Викторе Леонидовиче Кислюке, бывшем начальнике глиноземного цеха, много доброго сделавшем для «Шуровки» в свое время. Его жена Людмила и дочь Катя давно живут интересами и заботами «Шуровки».
В большой семье «Шуровки» относятся друг к другу честно, без помпезности, чинопочитания. С искренним уважением отношусь к ним и в день юбилея Дворца, подниму бокал вина за их талант и уникальность. А пока… Дорогие ребята, я горжусь тем, что работала с вами под одной крышей. Творчества, Добра, Юмора! Желаю вам и вашим близким Здоровья, Любви, Человеческого Счастья! С юбилеем, вас!

Зоя ЛОБАНОВА,
бывший работник
Дворца культуры
Богословского
алюминиевого завода.



Праздники ведут знатоки

Коллектив Дворца металлургов – дружная команда хороших специалистов, знатоков своего дела, во главе с замечательным директором Л. А. Андрияновой. Но не так просто все складывалось, не сразу Москва строилась. Заведующая массовым отделом Инна КРАВЦОВА вспоминает: «То, что я здесь – наверно, это судьба. Все детство провела во Дворце. Мой отец, Отто Гофман, руководитель симфонического оркестра, пока был жив, чаще водил меня на репетиции, чем в детский сад. Я помню, как со мной играли А. П. Бельский, дирижер духового оркестра Грец. А в летнем пионерском лагере при ДК моя кровать стояла здесь, в массовом отделе. Так что я родом отсюда, из массового. После окончания музыкального училища, а училась я в Казахстане, в Петропавловске, приехала сюда. Во Дворце работала вначале руководителем вокальной группы. Помню, проводила первый вечер для участников этого коллектива и их родителей. Так волновалась! А после этого вечера директор Т. А. Верещагина предложила мне стать заведующей массовым отделом: «Ты хорошо чувствуешь публику». Доверили мне вести новогодний вечер ЖКУ. А я не знаю, что такое сценарий, как его писать? Всему пришлось учиться. 1980-е годы. Совсем было другое время. Помню Университеты знаний, кинолектории, агитплощадки. День металлурга отмечали в парке. Свадьбы были безалкогольные, молодых ребят провожали в армию отсюда, из Дворца.
С началом перестройки вся жизнь перевернулась. Генеральным директором завода назначили А. В. Сысоева. Директором ДК стала выпускница ГИТИСа Л. А. Андриянова. Вечеров стало больше, творческих конкурсов, праздников. Первый праздник «Рождество Христово» мы провели в 1989 году. А в 1992 году возникла идея провести Всероссийский цирковой фестиваль «Парад-алле».
Первым режиссером конкурса был Андриан Никитин. В последние годы фестивалем умело «рулит», как режиссер, Лариса Саморокова. Она признается: «Фестивальное движение меня затрагивает своими постановочными моментами». Режиссура цирка – это целая наука, которой пришлось учиться на практике. Когда выпустить клоунов, когда сделать подвеску воздушных снарядов? Зато сегодня москвичи, представители компетентного жюри, отзываются о работе Самороковой: «Самый высокий уровень!»
Лариса говорит: «Здесь во Дворце я прошла большую школу у Лилии Александровны и Алексея Анатольевича Андрияновых. Училась у Инны Кравцовой, Зои Лобановой. Я помню свой первый опыт. В 1993 году вела областной конкурс детского творчества «10 баллов». Вышла на сцену в мини-юбке, а колени от волнения ходуном ходят. Думала, в зале незаметно, но на первом ряду сидели актеры театра кукол. После концерта меня Алла Ободяник отводит в сторону: «Все хорошо. Но коленки-то связывать надо!»
Сейчас Л. Саморокова – не только классный режиссер массовых праздников, но еще и замечательный куратор Клуба авторской песни, хип-хоп клуба «Легион», заводских команд КВН. Участник команды Максим Клейменов (сегодня – ведущий на радио «Маяк» в стиле рок», г. Екатеринбург) признается: «В КВН я научился быстро соображать. Как мне это сейчас помогает!».
Многим молодым ребятам помогла научиться подняться над собой заведующая молодежным отделом Светлана Гельфенбейн. Ее боевое крещение – подготовка Рыцарского турнира среди команд техникума, профтехучилища и медучилища. Было это в 1991 году. А городской конкурс супердевушек? Одна из его участниц, Наташа Клеттер, выезжала на сцену на мотоцикле! Потом она стала топ-моделью нашего Театра моды. Сколько познавательных программ для школьников разного возраста подготовила Светлана: «Комильфо», «Что такое хорошо», «Я плюс ты», «Маска, я тебя знаю», всех и не перечислишь. Сегодня С. Гельфенбейн замечательно проводит конкурсы молодых семей завода. У нее прекрасные организаторские способности, и она помогает решать директору ДК многие организационные вопросы.
Ну, а основная нагрузка по всем организационным делам лежит на плечах Маргариты Бауэр. Вот уже три года она заведует орготделом Дворца. Телефонные звонки, посетители, заказы мероприятий. Много забот. А еще Рита ведет вечера. Какая она была Хозяйка Медной горы в новогоднем представлении - просто таинственная волшебница! Ведь это она придумала новогодние сказки «Тайна малахитовой шкатулки» и «Новогодние приключения Лунтика». Семь тысяч ребятишек побывали на каждом из этих представлений.
Предводитель всей детворы во Дворце – заведующая детским сектором Анастасия Калинина. Она здесь совсем недавно. Ее дебют – программа для школьников – «Азбука здоровья». С анкетами Настя обошла все школы. И теперь точно знает, какую, например, музыку любят ребята в 1 «Б» 9-й школы или в 5 «А» 17-й, поэтому на дискотеке в Настиной программе танцуют все!
Вот такие дворцовые тайны. У каждого свои секреты мастерства, ведь на любом вечере ведущей надо удивить публику. Это - особый талант, подкрепленный знанием и опытом. Вот поэтому праздники, которые ведут знатоки Дворца металлургов, публика принимает на ура!
Ирина ЖУРАВЛЕВА.


← Назад  ↑ Вверх  ↓ Вниз  § На главную 

Комментарии:

  • Виктор Базарный : Огромное спасибо за то, что храните память о дорогих нам людях!

    Пн 05.11.2007 21:21    |    IP-адрес записан

  • виноградова галя : мои родители по комсомольской путеви приехали в ваш город и стоили его.их уже давно нет в живых.отец крыл крыши,а мама работала на заводе.в 1966 мы переехали в краснодар. В 1965 я пошла в 1 класс.очень хочу найти знакомых с кем училас ь или скем нибудь переписыватся т.89604959641

    Ср 07.11.2007 14:54    |    IP-адрес записан

  • Местный : Виноградовой Гале - попробуйте зайти на сайт odnoklassniki.ru

    Ср 07.11.2007 15:09    |    IP-адрес записан

Добавить свой комментарий
   
Поля помеченные знаком * обязательны для заполнения.
Комментарии к новостям на данной странице отражают исключительно мнения их авторов или пользователей, их опубликовавших. Администрация сайта оставляет за собой право удалять или корректировать комментарии по своему усмотрению.
 
 Популярные новости
 Последние комментарии
При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на Краснотурьинск.ру обязательна.
© 2002-2024  Краснотурьинск.ру