Во Дворце культуры металлургов открылся новый театральный сезон. Второй раз в этом году был показан спектакль «Фронтовичка» Серовского драмтеатра по пьесе Анны Батуриной. Это подарок профкома завода ветеранам в честь месячника пожилых людей.
В основе сюжета судьба участницы войны Марии Петровны Небылицы. После Дня Победы она отправилась не на Украину, где её дом, а на Урал. К маме своего жениха – сержанта Матвея Кравчука. И ждёт там своего любимого с войны. А чтобы заработать деньги, устраивается хореографом во Дворец культуры, ведь она училась в хореографическом училище.
Война и танцы – какая резкая разница! Мария с трудом привыкает к переменам. Возникают ассоциации с рассказом Алексея Толстого «Гадюка», в котором участница Гражданской войны никак не могла вписаться в быт советской коммуналки. Вот и Маша ведёт себя, как солдафон. Ходит в платье и военных сапогах. Худая, коротко стриженная после тифа. Грубит абсолютно всем и курит «Беломор». Конечно, директор Дворца Марк Анатольевич (артист Дмитрий Самсонов) в шоке от всего этого. Хотя вначале испытывал к Марии откровенный интерес. Правда, я не поняла, для чего послевоенные дети в спектакле представлены полными идиотами, невероятно укутанными даже в помещении. Может, только для того, чтобы скрыть взрослые лица артистов, которые исполняют эти роли? Вот с таким контингентом и работает Маша. Надо сказать, что хореографического дарования у актрисы Елены Фёдоровой (Марии) нет. Её коронный танец не вызывает восторга. Но талант драматической артистки несомненный. В её исполнении Маша порывистая, эмоциональная, острая на язык. То грубая, то ласковая, то весёлая, то печальная. Как истово она ждёт своего любимого, с каким упоением читает его письма! Да только возвращается красавец Матвей (артист Никита Паршин) с новой невестой. Влюбился в неё… за чистые ногти! Видимо, и не встречал такого чуда на фронте.
И Мария снова одна. Ночует вначале в танцевальном классе. Потом ей дают комнату в бараке. Декорации второй части спектакля отличаются яркими контрастами (художник Алексей Унесихин). Если в первом действии на сцене мрачно, то здесь красные длинные полотнища пересекают сцену сверху вниз. На них энергичные советские лозунги. А в центре сцены голая барачная кровать героини.
Счастливая, в кокетливом беретике и пальто, но всё в тех же сапогах, возвращается Мария из Ленинграда. Там удачно выступил её танцевальный коллектив. Из зала, куда она вошла из левых боковых дверей, актриса поднимается на сцену. Ложи Дворца, боковые двери и зал активно используются в спектакле (режиссёр Пётр Незлученко). Это жизнь на виду у всех. Раньше мы все так жили: во дворе, на улице, среди соседей. В Машу влюблён «честно разведённый» сосед, который с замиранием сердца дарит ей самодельный табурет – такую большую ценность. А в окно вваливается с украденными цветами юный аккомпаниатор Алёша – ещё один Ромео. Но появляется Матвей – теперь начальник народной милиции. Мария абсолютно беззащитна перед своими чувствами к нему. Их сцена встречи решена так целомудренно. Но Матвей собирается уходить домой, к жене и сыну. Мария в сердцах придумывает: « А я сифиличка!» Тот в гневе ударяет её ножом.
Вот такая грустная история. Но Маша как птица Феникс. Она снова остаётся жива и едет в дальние края искать своё счастье в большой весёлой компании. Помните: «Едем мы, друзья, в дальние края…». И, как и в начале спектакля, звучит песня группы «Чайф»: «Не спеши нас хоронить. А у нас ещё здесь дела… Лучше дай нам дотанцевать. Лучше дай нам песню допеть». Её поют хором, сидя на лесенках, все герои спектакля. Все - как одна семья.
История героини спектакля переплетается с историей жизни реальной фронтовички. Видео с её рассказом о себе показывают на большом экране на протяжении всей постановки.
После спектакля невольно хочется сказать: спасибо вам, женщины, фронтовички, за ваши подвиг и труд! И как хочется, чтобы жизнь давала нам возможность быть добрее, мягче, женственней и счастливее.
А впереди у нас новые встречи с актёрами Серовского театра драмы. В ноябре ещё один спектакль на этой же сцене.
Ирина Журавлёва