Krasnoturinsk.ru информационный портал |
|||||||
|
|||||||
Обзор | |||||||
Thu, 18 May 2006 16:26:53 +0500 | 18 мая – международный день музеев | ||||||
18 мая – международный день музеев В Ханты-Мансийск на выставку Отец русской геологии, первый избранный Президент Императорской Академии наук России, первый избранный Президент Академии наук СССР Александр Петрович Карпинский родился в поселке Турьинские Рудники накануне нового 1847 года (по старому стилю). Через 8 месяцев мы будем отмечать 160-ю годовщину со дня рождения нашего великого земляка. Наши соседи по Уральскому федеральному округу в Ханты-Мансийском автономном округе пригласили музейщиков Краснотурьинска принять участие в выставке «Нефть России - традиции и современность». Приглашение было не случайным, ведь геологи, нефтяники и газовики помнят, что именно Александр Петрович Карпинский еще в конце 19-го века научно доказал наличие в Западной Сибири нефтяных и газовых месторождений. Организаторы выставки знают, что только в Краснотурьинском краеведческом музее есть экспонаты, связанные с жизнью Александра Петровича. Работники музея решили принять участие в выставке, которая будет демонстрироваться кроме Ханты-Мансийска в Тюмени, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и других городах России в течение нескольких месяцев и завершит свою работу в Москве в Кремлевском Дворце, где будет отмечаться 15-летие «Лукойла». Ханты-Мансийск, в первую очередь его музеи, учреждения образования и здравоохранения, поразил взор гостей. Всего за несколько лет в городе произошли кардинальные изменения в лучшую сторону. Государственный Музей геологии, нефти и газа стоимостью в 270 миллионов рублей построен за 1,5 года. Бюджет не потратил на этот объект ни копейки. Предприятия округа и города вкладывают огромные средства помимо бюджета в развитие социальной инфраструктуры. Великолепные современные школы, детские сады, больницы... Строится жилье для бюджетников. Подобная практика существует не только в столице округа. Здесь по-доброму говорят о руководителях «Лукойла», «ТНК», «Тюментрансгаза» и других предприятиях, которые плодотворно сотрудничают с главами городов и поселков в деле развития бюджетной сферы. Но вернемся к выставке. Встретили краснотурьинцев очень доброжелательно. Экспонаты нашего музея отлично вписались в историческую часть экспозиции. Размах выставки, которую открыли руководители «Лукойла» (Алекперов), Ханты-Мансийского округа (Филипенко) и Полномочный представитель Президента России (Латышев), впечатляет. Принимают участие в выставке более 30 музеев со всех уголков России и ближнего зарубежья. Уровень использования информационных технологий говорит о музее 21-го века. Одних только видеопроектов и плазменных панелей я насчитал в нескольких залах более 20 штук. Но то, что мы увидели в других музеях Ханты-Мансийска, которые посетили после торжественного открытия выставки «Нефть России - традиции и современность», доказало, что здесь помнят и сохраняют историю своего края. Руководители округа и городов вместе с предприятиями и организациями не жалеют десятков миллионов рублей на капитальный ремонт зданий музеев, строительство новых, создание современных музейных экспозиций. Фонды нашего краеведческого музея не менее богаты, чем у северо-восточных соседей. У нас великолепное для 70-х годов 20-го столетия главное здание музея. Почти все предприятия города во главе с Богословским алюминиевым заводом приложили силы и средства для создания экспозиций. Наступил 21-й век. В последние годы свою лепту в создание условий для сохранения истории края вложили Богословское рудоуправление, Богословская ТЭЦ, МУП «Тепловые сети» и другие предприятия города. Приближается 250-летие Турьинских Рудников, и музейный комплекс города просто требует пристального внимания со стороны руководителей города и крупнейших предприятий. Требует срочной реконструкции входная группа главного здания. Давно ждет ремонта второй этаж. А без внедрения информационных технологий музеи Краснотурьинска безнадежно отстанут от современных требований жизни. Музейные работники нашего города накануне своего профессионального праздника с надеждой смотрят в будущее. Сергей Грибакин, научный сотрудник Краснотурьинского краеведческого музея. Зримая память. ИНОГДА в разговоре приходится слышать о том, что коллекционирование значков – фалеристика - дело, мол, несерьезное. На что хочется привести высказывание Гете, заметившего однажды, что коллекционеры – счастливые люди: «Увлечение людей коллекционированием не праздное времяпровождение и не чудачество, как его представляют некоторые. Это – творчество, а сама коллекция – результат порою многолетнего, нелегкого, но увлекательного труда». И сегодня мне хочется сказать большое спасибо Людмиле Анатольевне Шефер, которая после смерти мужа передала в дар музею 593 значка. Это не просто значки, а коллекция человека, увлекавшегося геральдикой, собиравшего значки с гербами городов. Интерес к отечественной истории, потребность узнать больше о своем крае, родном городе – примета времени и подтверждение тому выпуск массовыми тиражами значков с эмблемами и гербами древних и современных городов. Многим кажется, что слово «геральдика» отдает чем-то архаичным, средневековым, дворянским. Слово действительно старинное, и связано оно с описанием гербов, с их историей. Происхождение гербов (именно ими занимается геральдика) древнее, их появление и расцвет относятся к феодальным временам. Но удивительное дело – эти старые понятия пережили свое время и, наполнившись новым содержанием, обретя новые формы, стали нашими современниками. Здесь имеются ввиду не только государственные гербы – без герба нет ни одного современного государства, но и городские гербы. До 1917 года все города и губернии Российской Империи имели свои гербы. Еще в 1785 году Екатерина II установила неукоснительное правило: «городу иметь герб, утвержденный рукою Императорского Величества, и оный герб употреблять во всех городовых делах». Повсеместно в делопроизводстве употреблялись печати с изображением герба, оно же воспроизводилось на бланках должностных лиц, на пуговицах мундиров городских служащих, памятных знаках и жетонах, в заголовках городских газет. В 1918 году появился герб РСФСР, затем гербы других союзных республик, а в 1923 году - герб СССР. Тогда же появились символы новой советской геральдики – серп и молот, красная пятиконечная звезда, солнечные лучи и хлебные колосья, виноград и хлопок. Сложнее дело обстояло с городскими гербами. Большинство городов России имело до Октябрьской революции свои гербы. Однако многие из них были отягощены монархической и религиозной символикой. Естественно, что революция их не приняла и не признала. Попытки сделать новые городские гербы были предприняты в 1920-е годы. С 1960-х годов в разных – больших и малых – городах стали создавать новые гербы. Интерес к старым и новым городам нашел выражение и в многомиллионном тиражировании значков и сувениров на геральдическую тематику. Создание городских гербов полезно уже и в том плане, что оно включает воспитание любви и уважения к родному или ставшему близким городу, родному селу – ко всему тому, с чего начинается Родина. В переданной коллекции значков представлены серии «Золотое кольцо», «Древний герб», гербы городов РСФСР. Галина Сарафанова, старший научный сотрудник Краснотурьинского краеведческого музея. Музей и выставки Одним из важнейших направлений деятельности музея является организация и проведение выставок, что, в конечном счете, способствует динамичному развитию культурной и художественной жизни города и округа в целом. С 1977 года в музейный комплекс «Краснотурьинский краеведческий музей» входит выставочный зал, который располагается в непосредственной близости к зданиям музея. Площади выставочного зала позволяют ежегодно проводить свыше 10 выставок, принимаемых из крупных музеев и частных собраний, а также выставки работ художников нашего региона. Нашим посетителям в 2006 году мы уже предложили выставки – «Живопись Викторианской эпохи» (г. Самара); «С любовью к Верхотурью» – фотография Л. Глазуновой (г. Верхотурье). Большой популярностью пользуется выставка, посвященная Дню защитника Отечества, которая является результатом совместной деятельности сотрудников музея и жителей нашего города. Экспонаты для выставки любезно предоставили – М. А. Легаев, М. Ю. и А. Ю. Осокины, А. Ю. Прохоров, Д. В. Цуканов, Е. Л. Черных, А. Иванов, С. Н. Чебыкин и многие другие. Живейший интерес у посетителей зала вызывает выставка вязаных изделий Светланы Гусеевны Андреевой. В настоящее время в помещении Федоровского геологического музея работает выставка «В мире камня. Частная коллекция В. П. Васенко», на которой представлены редкие по красоте самоцветы и минералы. Краснотурьинский краеведческий музей организует выставки и для других музеев. В феврале-марте 2006 года в Верхотурском историко-архитектурном музее-заповеднике работали выставки краснотурьинских авторов – Б. А. Овчинникова, самодеятельного художника; Н. Ю. Чернышовой – руководителя изостудии «Гори¬цвет» (СЮТ). В ближайшее время планируем провести выставки – «Из истории искусства Франции» (г. Самара); «Православие» (г. Ирбит); «Фотография Вадима Смалькова» (г. Краснотурьинск); «Живопись и графика Юрия Бессонова» (г. Краснотурьинск). Мы благодарны нашим посетителям. Они любознательны и эмоциональны. Среди постоянных – студенты Краснотурьинского индустриального колледжа (преподаватели В. П. Ермилова и И. Н. Эккерт), старшеклассники школы № 23 (преподаватель Р. А. Мельникова), пенсионеры КЛПУ, учащиеся детской художественной школы и многие другие. Спасибо всем за добрые отзывы и пожелания. Людмила Тишкина, старший научный сотрудник Краснотурьинского краеведческого музея. Из истории настольной лампы Собрание фондов Краснотурьинского краеведческого музея представляет подлинную сокровищницу национальной культуры. Предметы материальной культуры доносят до нас мудрость искусства и огромный опыт, накопленный в течение длительного времени. Настольные лампы – предметы основной коллекции нашего музея. Их история уходит в глубокую древность… Еще в Месопотамии для поддержания огня в храмах использовалась «Зловонная мазь» (нефть), добываемая из-под земли. Однако при сгорании она давала больше копоти и дыма, чем света. Поэтому до появления керосина в качестве источника света использовали свечи, масляные лампы. Даже крестьянскую лучину мы можем считать одной из «прародительниц» нашей настольной лампы. До XIX века людям служили свечи. Каких только подсвечников не существовало: одиночные и многосвечные, с экраном, защищающим глаза от прямого света и с часовым механизмом. Делались подсвечники из мельхиора, бронзы, серебра, украшались в соответствии с модой. Но свечи давали мало света, а нередко эти «осветительные приборы» становились причиной пожаров. Многие проблемы были решены с появлением масляных ламп. Первая такая настольная лампа с абажуром, аналогичная по устройству керосиновой, появилась в начале XIX века во Франции. Применявшиеся тогда масла и их смеси плохо впитывались фитилем, резервуар для масла помещался под абажуром. Лампы «Экстра-класс» снабжались часовым механизмом, который помогал вовремя нагнетать масло в горилку. Новая волна интереса к настольным лампам была связана прежде всего с нефтяным «бумом» и его следствием – снижением цен на керосин. Масляную лампу легко переделывали на керосиновую. Второй причиной распространения керосиновых ламп явилось массовое производство элементов их конструкций. Самой крупной в мире по производству ламп считалась венская фабрика братьев Брюннер. В книгах можно встретить: «пятнадцатилинейка», «восьмилинейка», «трехлинейка». В старых описаниях ламп трудно найти объяснение этих названий. Они были настолько понятны всем, что не считалось нужным давать объяснения. А нумерация эта означала ширину фитиля, измерявшуюся в линиях (одна десятая часть дюйма). Обычно ее проставляли в верхней части лампового стекла (например, цифра «3» или «20»). Ширина фитиля – одна из главных характеристик керосиновых ламп. Немаловажную роль в их оценке играла и сила света, особенно с появлением электрических «конкурентов». Керосиновая лампа пыталась «защищаться», были созданы различные модификации. Но все было напрасно – в начале XX века новый способ освещения вытеснил все старые. Но керосиновые лампы еще долго верно служили и служат людям. Не зря говорят в народе: «лучше один раз увидеть, чем десять раз прочитать». Поэтому приглашаем Вас посетить краеведческий музей, чтобы воочию познакомиться с коллекцией настольных ламп. Людмила Клюшник, заведующая фондами Краснотурьинского краеведческого музея. |
|||||||
Газета "Заря Урала" |
"Заря Урала" () |
||||||
|
|||||||
Постоянный адрес публикации: http://krasnoturinsk.ru/news/2006/05/3042_print.shtml | |||||||
|