Послесловие к празднику
Thu, 16 Nov 2006 18:34:21 +0500 Мнение читателя
Вот и закончился Праздник Единения, отмечаемый 4 ноября. Его надо понимать как праздник окончания Смутного времени, продолжавшегося 14 лет. Было это в конце 16-начале 17 веков.
По словам известного историка В. О. Ключевского: «Смута была вызвана событием случайным - пресечением династии. Вымирание семьи, фамилии, насильственное или естественное, - явление чуть не ежедневно нами наблюдаемое, но в частной жизни оно мало заметно. Другое дело, когда кончается целая династия». (В. О. Ключевский. Курс русской истории, т. III, стр. 46, М., «Мысль», 1988 г.).
В январе 1598 года умер царь Федор. После него не осталось из Калитиной династии никого. Земский собор избрал на царство Бориса Годунова - брата царицы Ирины, которой хотели было присягнуть, но она постриглась после смерти мужа-царя в монахини.
Вскоре пошли слухи, что избрание Бориса было нечисто, что он отравил царя Федора. Наконец в 1604 г. пошел самый страшный слух про царевича Дмитрия, якобы чудесным образом спасшегося от агентов Годунова, зарезавших в Угличе подставного ребенка. Так готовилась смута.
Годунов, узнав о самозванце, прямо сказал, что это дело бояр, которым нужно было низложить Годунова, а потом и самозванца, открыв тем самым дорогу на престол кому-либо из своей среды. Так все и произошло. На престол вступил В. Шуйский. Но и он был не люб, так как бояре не действовали единодушно. Снова стал надобен самозванец. И пошли слухи о спасении Лжедмитрия I.
Затем по просьбе к пану Мнишеку нашелся Лжедмитрий II, который с польско-литовскими и казацкими отрядами уже летом 1608 года стоял в подмосковном Тушине. Но бежал и он. Тогда боярское посольство во главе с М. Салтыковым обратилось к королю Сигизмунду с договором, по которому московским царем признавался королевич Владислав.
«Присягнув Владиславу, боярское правительство просило Сигизмунда посадить его сына на царство и из страха перед московской чернью, сочувствующей второму самозванцу, ввело отряд поляка Жолкевского в столицу» (там же, стр. 43).
Но смерть второго самозванца всем развязала руки. Начался, по сути, бунт против законной власти. Поляков призвали, они пришли. Теперь стали гнать.
«В рати кн. Пожарского числилось больше сорока начальных людей, все с родовитыми именами, но только два человека сделали крупные дела, да и те были не служилые люди: монах А. Палицын и мясной торговец К. Минин. Под Москвой стоял казацкий отряд кн. Трубецкого. В октябре 1612 года казаки же взяли приступом Китай-город. Но земское ополчение не решилось штурмовать Кремль; сидевшая там горсть поляков сдалась сама» (там же, стр. 56, 57).
Но это был не конец Смуты. Надобно было выбрать царя. Пожарский и Трубецкой разослали по всем городам повеление собраться в Москве духовенству и выборным людям. «Но выбрать своего природного русского государя было нелегко. Единомыслия не оказалось. Было большое волнение. В самый разгар борьбы какой-то дворянин из Галича подал на соборе письменное мнение, что более всех по родству к прежним царям стоит М. Ф. Романов» (там же, стр. 59).
С этим многие не согласились; потребовалось мнение народа. И вот 21 февраля 1613 года, в неделю православия, были назначены окончательные выборы. «Каждый чин подавал особое письменное мнение, и во всех мнениях значилось одно имя - Михаила Федоровича» (там же, стр. 59).
Вот и все. Это лишь эпизод из многовековой российской истории. Если уж отмечать наше Единение, то надо обратиться к 862 году, когда «...встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву».
И пошли за море к варягам, к руси. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И вызвались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь»... (Изборник. Повесть временных лет. «Откуда пошла русская земля», М., 1969, стр. 35).
И было это началом объединения многих племен и народов; началом образования русского государства. Разве это не важно для нас? И можно было сделать праздник тоже в ноябре, раз уж так хотелось найти альтернативу празднику 7 ноября; тем более что такая дата начала княжения варягов не известна.
Газета "Заря Урала"
Геннадий Копытов ()
Постоянный адрес публикации: http://krasnoturinsk.ru/news/2006/11/3453_print.shtml

При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на krasnoturinsk.ru обязательна.
© 2002-2010  www.krasnoturinsk.ru